Тренинг  по глобальной гражданственности: «Все связано со всем».

Тема: Место обитания человека

Цель тренинга: привитие участникам тренинга осознания себя как части природы, наделенной разумом и ответственностью за мир;

  • формирование у участников тренинга отношения к природе как ценности и объекту красоты, охраны, познания;
  • развитие эмпатического восприятия себя, других людей, животных и растений;
  • развитие эмоционально-чувственной сферы психики, приобретение навыков работы в группе, успешного общения и умения решать задачи совместно.

посредством актуализации личного опыта и акцентирования внимания на проблематике документа ООН “Цели в области Устойчивого развития”.

Целевая аудитория: педагоги, учащиеся.

Задачи тренинга:

1. коррекция, формирование и развитие экологических установок личности;

2.   преодоление прагматического отношения к природным объектам;

 3. проанализировать влияние  созданных человеком различных условий и ситуаций на экологию;

4. содействовать осознанию участниками тренинга взаимосвязи личности с природными объектами;

5. способствовать развитию социального опыта, социальной восприимчивости и осознанию значимости полученного опыта, расширение индивидуального экологического пространства.

Этапы тренинга:

                I.            ориентировочно – мотивационный

                II.            целеполагание и актуализация субъективного опыта

               III.            информационно – деятельностный этап

               IV.            применение на практике полученных знаний

                V.            рефлексивный.

 Блоки тренинга:

1. разминка, знакомство участников тренинга;

2. разработка правил совместной работы;

3. целеполагание и актуализация субъектного опыта;

4. информационно-деятельностный этап;

5. закрепление;

6. рефлексивный;

7. подведение итогов.

Блокидеятельность тренерадеятельность участниковинструментарий
Задачи: создать психологический комфорт, атмосферу доверия во время знакомства.
1.Знакомство участников тренинга(8мин)Добрый день, уважаемые коллеги! Рада встрече с вами и  надеемся что наша совместная работа окажется плодотворной, интересной. Разминка.Цель: активизация участников, подготовка их к дальнейшей работе.Игра «Ассоциации». Участники по очереди представляются и описывают ассоциации к слову, предложенному ведущим или предыдущим играющим. Предлагаются соответствующие слова-стимулы: дерево, море, пейзаж, фабрика, яд, лес, эколог, воздух, ураган, наводнение, человек и т.д. Выполняя задания тренера, знакомятся с остальными участниками тренинга.Задают уточняющие вопросы человеку, которого представляютмузыкальное сопровождение, маркеры, стикеры, мультимедиа.
прием “Ассоциации”
2.Разработка правил работы(3-5мин)Задача: подготовить группу к совместным действиям; создать рабочий настрой посредством разработки правил работы.Чтобы наша работа прошла комфортно и плодотворно, давайте разработаем совместные правила. Предлагайте.Выработка правил работы в группе1. Активность2. Говорить по существу3. Тайминг- 1 минута4. Не перебивать, правило поднятой руки5. Никого не критиковать6. Помогать друг другуУчастники тренинга предлагают предлагают правила, обсуждают их и фиксируют на стикерах. Затем вывешивают их на ватман.ватман, стикеры
3.Целеполагание и актуализация субъективного опыта10-15 минЗадача: актуализировать субъективный опыт; выявить ожидания и способствовать формированию личностной мотивации и активности участников в предстоящей деятельности.Формулирование ожиданий от тренинга-участникам тренинга предлагается написать на зернышке, чего ожидаете от тренинга: чему хотите научиться, о чем узнать, чем поделиться с остальными участниками. Затем мы с вами посадим наши зернышки ожиданий в цветочную вазу, чтобы они «проросли» на нашем занятии.   Еще в глубокой древности для того, чтобы выжить, человеку необходимо было иметь определенные знания об окружающей среде, о силах природы, растениях и животных. Можно сказать, что цивилизация возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства, позволяющие ему изменять среду своего обитания. Благодаря достижениям техники мы теперь, казалось бы, меньше зависим от природы в своих насущных потребностях и поэтому склонны забывать, что зависимость эта сохранилась.Ведущий задает наводящие вопросы, отвечая на которые таблички с данными названиями помещают на лесенке.Упражнение «Лесенка»-Назовите место обитания человека? (город, страна, мир, земля, природа).Мы построим лесенку к нашей теме:-в каком городе мы живем? (               )-как называется наша родина (Беларусь)-на каком континенте она находится? (Евразия)-в масштабах космоса как называется наш дом? (Земля)-все живое и неживое на нашей планете называется?(Природа)По-вашему, что  или кто находится в основании, на что она опирается, с чего начинается наша лестница? (С «Я»). С каждого из нас. Каждый из нас влияет на то большое и общее, что нас окружает. Участники работают в группах, просматривают видеофрагмент, обсуждают, предлагают гипотезы.Представляют результат своей работы.прием “распределение по группам”.
Прием “Будущий росток” 







Упражнение «Лесенка»
 
4. Информационно-деятельностный(8-15мин)Задача:подвести к пониманию единства развития мира и человека; определить значимость полученных знаний и их ценности для использования в дальнейшей деятельности  Упражнение “Неоконченный рассказ”.Ведущий раздает текст и предлагает участникам написать окончание рассказа на чистых листах.Текст:СОСНОВЫЙ БОР “Знаменитый ленточный сосновый бор на Алтае (Сибирь) – это защита от наступления казахских песков. Недавно из-за пожаров погибло множество сосновых деревьев. Необходимо восстановить погубленный лес, но это стоит денег. Правительство дает, но очень мало. Могут помочь обычные люди: нужно внести определенную сумму на восстановление бора (1 га леса – 300 долларов). На территории нового леса, оплаченного дарителем, будет табличка с его фамилией. Старшеклассник из Москвы внес собственные сбережения на восстановление 1 га сибирского леса. Свой поступок он мотивировал так: …” Ведущий просит участников высказать, что они думают о состоянии лесов, об оказании им помощи, о пожарах, о людях, животных.Дается дополнительная информация более значимого характера: это уже рядом со мной; в пространстве, во времени…( факты о исчезающих видах животных и растений во время пожаров,  например “Сейчас на нашей планете сохранилось лишь 20% начального лесного покрова. Каждые 2 секунды на земле исчезает участок леса размером с футбольное поле”.)Задание: назовите причины, по которым происходят возгарания в лесах, пожары; какие последствия могут быть; что нужно изменить, чтоб такая ситуация не возникала.Воспринимают информацию, представленную на презентации и раздаточном материале(карточки с ситуацией) .Представляют результаты, полученные во время работы в группах,анализируя и уточняя свой выбор.высказывают свое мнение по итогам выполненного упражнения.Прием «Облако тэгов».ватман, лист бумаги
















5.Закрепление(10-15мин)Задача:закрепить полученные знания для использования.Упражнение «Страна советов»-Представьте себе, что вы правительство в своей стране (  “ Растения”, “Животные”, группа “Человек”, группа “Водная стихия”)и можете издать любой указ. Придумайте название своей стране. Поработайте в командах и придумайте три способа сделать лучше ваше место обитания, три способа как человек может исправить свое плохое влияние или хорошо повлиять на природу.Каждая команда презентует свою работу. Из всех работ формируется обобщенное решение задачи.Упражнение «Мой мир и я»Групповая работа.Ведущий берет в руки мяч – “земной шар” – и говорит: “Я Земля. Мои леса засыхают, реки загрязнены, уменьшается количество растений и животных, люди разрушают мои недра. Я – твоя вторая мать, мои поля и леса дают тебе пропитание, мои воды дают тебе жизнь, мои горы дают тебе большое богатство. Я больна, и мне нужна твоя помощь. Если я умру, со мной умрет все. Помоги!”Затем он бросает мяч кому-нибудь из круга. Тот отвечает: “Я в этом не виноват и не отвечаю за это, я не могу тебе помочь, потому что…” – и называет одну из своих причин. Затем бросает мяч следующему участнику игры.После того, как мяч побывает в руках у всех играющих по несколько раз, его снова берет ведущий и с теми же вступительными словами бросает кому-нибудь из круга. На этот раз тот, кто держит в руках мяч-глобус, говорит: “Да, я в ответе за это, и я хочу помочь тебе тем, что…” – называет формы своей помощи.В конце игры дискуссия о том, как кто себя чувствовал, отказывая Земле помощь. -Мы все должны задумываться, как наш мир изменится через 10 и больше лет в будущем. Чтобы эти изменения были хорошими, мы должны действовать хорошо уже сейчас. Наши мечты исполнятся, если мы точно будем знать, чего хотим.Представляют результаты, полученные во время работы в группах,анализируя и уточняя свой выбор.высказывают свое мнение по итогам выполненного упражнения.Прием «Страна советов»






Прием “Мой мир и я ”
6.Рефлексия(5-7мин)Задача:подвести к пониманию единства развития мира и человека; определить значимость полученных знаний и их ценности для использования в дальнейшей деятельности Упражнение “Дождь”Цель: обеспечения психологической разгрузки участников. Участники становятся в круг. Инструкция: Знаете ли вы, что можно услышать дождь, когда за окном солнце, а рядом много людей? Нет? Тогда давайте послушаем вместе, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они возвратятся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!•Поднялся ветер. (Ведущий трет ладони)Начинает накрапывать дождь. (Щелкает пальцами)Дождь усиливается. (Поочередное плескание ладонями по груди)Начинается настоящий ливень. (Плескания по бедрам)А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами)Но что это? Буря стихает. (Плескания по бедрам)Дождь стихает. (Плескания ладонями по груди)Редкие капли дождя падают на землю. (Клацанья пальцами)Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней)Солнце! (Руки кверху)Насколько слаженно  все вместе действуют в любой ситуации, как в данном упражнении, настолько и возможно изменить в лучшую сторону экологическую ситуацию. Наше занятие – это попытка помочь изменить свое отношение к природе. Но для этого придется освоить простые истины экологии, чтобы покончить с путаницей в терминах и увидеть сложные взаимосвязи, пронизывающие все сущее на Земле… “Все связано со всем” – это один из главных экологических законов.Участники выполняют инструкцию ведущегоПрием “Австралийский дождь”
7.Подведение итогов(5мин)Задача: подвести итоги тренинга, проанализировать индивидуальную работу участников, получить обратную связь.ХХI век-это время формирования нового представления о мире и его будущем. Каким ему быть, это дело наших рук и зависит от наших навыков взаимодействия и сотрудничества. Важно помнить, будущее зависит от каждого из нас.Подведение итога занятия.Упражнение “Откровенно говоря …”Мое имя….Во время занятия я понял, что …Самым полезным для меня было …Я был бы более откровенным, если …Своими основными ошибками на занятии я считаю …Мне не понравилось…Больше всего мне понравилось, как работал (а) …На следующем занятии я хотел бы …На месте ведущего я …участники  на стикерах пишут свои отзывы, озвучивают  и прикрепляют к росткам-ожиданиям в вазе.прием “Откровенно говоря”

Разработала Мицкевич С.И., учитель ГУО “Средняя школа №9 г.Светлогорска”

Related Posts