ТРЕНИНГ ПО ГЛОБАЛЬНОЙ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ: Жизнь в стиле Zero Waste

Тема: Жизнь в стиле Zero Waste

Цель тренинга: формирование экологической культуры людей, формирование экологических установок, активной жизненной позиции по отношению к природе

Целевая аудитория: участники тренинга: педагоги, методисты управлений и отделов по образованию, руководители учреждений образования, законные представители учащихся, учащиеся старших классов.

Задачи тренинга:

  • создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов на основе организации пространства для обмена опытом работы;
  •  коррекция, формирование и развитие экологических установок личности;
  •  преодоление прагматического отношения к природным объектам;
  •  коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами;
  • расширение индивидуального экологического пространства.
Этапы тренинга:Блоки тренинга:
ориентировочно-мотивационный;знакомство участников тренинга;
целеполагание и актуализация субъектного опыта;2. разработка правил совместной работы;
информационно-деятельностный этап;3. целеполагание и актуализация субъектного опыта;
применение на практике полученных знаний;4. информационно-деятельностный этап;
рефлексивный.5. закрепление;
6. рефлексивный;
7. подведение итогов.

Прогнозируемый результат

Предполагается, что участники тренинга:

  • в дальнейшем будут максимально использовать полученный опыт в личной, профессиональной и общественной жизни;
  • осознают значимость глобальной гражданственности и эко-дружественного поведения, как необходимого условия и средства достижения целей устойчивого развития;

Оборудование: презентация, стикеры разных цветов, 4 ватмана, фломастеры или маркеры, ватман “Парковка”, буклеты

Форма работы: групповая

БлокиДеятельность тренераДеятельность участниковИнструментарий

Знакомство участников тренинга
Задача: подготовить участников к работе, создать доброжелательную атмосферу, хорошее расположение духа, развивать умение короткой самопрезентации.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами и надеюсь, что наша совместная работа будет интересной и плодотворной. Для начала давайте познакомимся. Предлагаю познакомиться друг с другом. Ваша задача назвать свое имя и продолжить фразу: “Не хочу хвалиться, но я…”
Чтобы закрепить наше знакомство, предлагаю сыграть в игру “Сделай шаг вперед тот, кто …”. Для этого вам необходимо стать в круг.  
Люди по очереди называют свои имена и продолжают фразу.





Участники становятся в круг. Начинает ведущий.  Он произносит фразу “Сделай шаг вперёд тот, кто …”. Игроки, которым подходит то, что произнёс ведущий, делают шаг вперёд, а остальные остаются на месте. После этого игроки по очереди выступают в роли ведущего.
Упражнение “Не хочу хвалиться, но я …”




Игра “Сделай шаг вперёд тот, кто…”

Разработка правил работы
Задача: подготовить группу к совместным действиям; создать рабочий настрой посредством разработки правил работы 
Для того чтобы наша совместная работа была продуктивной, предлагаю выработать правила группы. Я их подготовила. Ваша задача проголосовать. Если вы согласны и принимаете правило, то напротив него поставьте любой знак. Правило считается принятым, если за него проголосовали больше половины участников. Вы имеете право предложить свои правила.Правила группы:доверительный стиль общения;искренность в общении;уважение говорящего;недопустимость непосредственных оценок человека;общение по принципу “здесь и теперь”;персонификация высказываний;конфиденциальность всего происходящего в группе;как можно больше контактов и общения с людьми;активное участие в происходящем.Предложения вывешиваются и озвучиваются. Обсуждаются. Принимаются. Тренер и участники имеет право дополнить своими предложениями.
Целеполагание и актуализация субъектного опытаЗадача: актуализировать субъектный опыт, выявить ожидания и способствовать формированию личностной мотивации и активности участников в предстоящей деятельности
Еще один очень важный компонент для того, чтобы работа была плодотворной – это ваши ожидания. Попрошу Вас сформулировать ожидания от этого тренинга в виде вопроса и «припарковать» его на нашей парковке.Участники формулируют свои ожидания в форме вопроса, приклеивают его на “парковку”.Прием “Парковка”

Информационно-деятельностный этап
Задача: организовать практическую деятельность участников тренинга; детализировать сведения по теме; создать атмосферу коллективного взаимодействия 
Что означает понятие Zero Waste
Zero Waste (или «Ноль отходов») — это общественное движение, главная цель которого насколько возможно уменьшить количество отходов. Этот подход помогает не только сдержать разрастание свалок и мусорных полигонов, сократить потребление ресурсов, но и уменьшить количество хлама и ненужных вещей в собственном жизненном пространстве.В основе философии Zero Waste лежат пять принципов (5R):Refuse (откажись),Reduce (сократи),Reuse (используй повторно),Recycle (перерабатывай),Rot (компостируй).Разберем подробнее, что они означают.
Участники разбиваются на 4 группы (захоронение, переработка, компостирование, сжигание). Каждая группа получает карточку с информацией по своему блоку. Задача изучить, обсудить и презентовать полученную информациюНа презентации каждого из методов участники должны привести примеры или свои или те, которые есть в тексте, объяснить определения.Презентация результатов. Тренер и другие группы задают вопросы и обсуждают полученную информацию.Для поддержки беседы тренер может задавать вопросы:Блок «Захоронение»Какие еще опасности таит свалка?Многие страны отказываются от захоронения, например, Германия с 2006 года не захоранивает свой мусор. Как вы думаете, почему страны идут на такие меры?Знает ли вы, где в вашем городе находится полигон отходов?Блок «Сжигание»1.Как вы думаете, почему опасно сжигать мусор без сортировки? (Батарейки, электронное оборудование, ртутные лампы, хлорсодержащая и другая пластмасса при сжигании выделяют высокотоксичные вещества.)2.  Чем отличается сжигание в мусоросжигательном заводе и на приусадебном участке. Почему нельзя жечь мусор во дворе.3. Какие еще недостатки и преимущества сжигания, вы можете назвать.Блок «Переработка»Куда еще, кроме специальных контейнеров для раздельного сбора, можно отнести стекло, пластик, бумагу? (В заготовительные пункты (вторсырье – стеклобой, ПЭТ-бутылки, макулатуру, бытовые отходы металла), в магазины (батарейки, лампы, технику), в школу во время акций (бумагу и пластик).)Знаете ли вы где у вас в городе/районе находят контейнеры для раздельного сбора? Пользуется ли ими ваша семья?Какие еще достоинства переработки вы знаете?Предлагается обсудить, какой метод на взгляд участников является самым хорошим. Приходим к выводу, что нет идеальных методов, поэтому самое важно и эффективное это предотвращение образования отходовБлок «Компостирование»Компостируете ли вы дома органические отходы? Как используете дальше компост?Какие еще недостатки и преимущества, вы можете назвать для компостирования?Какие отходы могут мешать компостированию и ухудшать его качество? (пластик – он не разлагается и может стать загрязнителем почвы)Участникам предлагается проголосовать за тот метод обращения с отходами, который им показался самым правильным. Участники становятся возле того плаката, который им показался самым убедительным. В нескольких словах обосновывают свой выбор.Упражнение «4 угла»

Закрепление
Задача: закрепить полученные знания для использования в дальнейшей деятельности 
Можно сделать вывод о том, что идеальнее всего первое и главное правило, призывающее переосмыслить свое отношение к вещам и отказаться от перепотребления и философии консьюмеризма. От избыточного и ненужного. Хотите, чтобы в мире было меньше мусора? Не покупайте его. С чего начать путь к Zero Waste?Проанализируйте свои привычки и обратите внимание, что является основным источником вашего мусора: упаковка из магазина, стаканчики от кофе, бахилы, одноразовые контейнеры для еды и тд.Исходя из этого подумайте, из чего будет состоять ваш zero waste набор. Обычно стартовый набор выглядит примерно так:Многоразовые сумки для покупокТканевые/сетчатые многоразовые мешочки для развесных товаров, овощей, фруктовФляжка или бутылка для водыСтакан для кофе/тамблер/термос (если вы любите напитки «с собой»)Многоразовый контейнер для ланча (если часто едите вне дома)Тканевый носовой платок (вместо бумажных)Втягиваясь в практику отказа от одноразовых вещей, вы постепенно поймете, каким еще одноразовым и неэкологичным предметам своего обихода можно найти замену.Участники получают информационные буклеты.
РефлексивныйЗадача: подвести итоги тренинга 
«Если бы я был…»Участникам раздаются стикеры 4 цветов, задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…»исправил…сделал…добавил…похвалил…Участники записывают ответы и презентуют их группе.Участники получают стикеры 4 цветов. Задача: продолжить фразу: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…»исправил…сделал…добавил…похвалил…Участники записывают ответы и презентуют их группе.Упражнение «Если бы я был…»

Подведение итогов
Задача: проанализировать работу участников, получить обратную связь 
Мы эффективно поработали сегодня. Чтобы определить так ли это, попрошу Вас снять с парковки ваш вопрос, если вы получили на него ответ. Тренер отвечает на оставшиеся вопросы.Мы хорошо поработали сегодня, и в качестве разгрузки я хочу предложить вам игру «Австралийский дождь». Знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте послушаем вместе, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они возвратятся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони)Начинает накрапывать дождь. (Щелкает пальцами)Дождь усиливается. (Поочередное плескание ладонями по груди)Начинается настоящий ливень. (Плескания по бедрам)А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами)Но что это? Буря стихает. (Плескания по бедрам)Дождь стихает. (Плескания ладонями по груди)Редкие капли дождя падают на землю. (Клацанья пальцами)Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней)Солнце! (Руки кверху)
Благодарю вас за сотрудничество, креатив и приятное общение. Успехов вам и творчества!
Участники снимают свой вопрос, если получили на него ответ. 

Участники по кругу цепочкой передают движения тренера. Как только они возвратятся к тренеру, он передает следующие. 




Игра“Австралийский дождь”

Related Posts