Ирина Любецкая. “Гендерный маршрут беларусской семьи.”

ТЕМАГендерный маршрут белорусской семьи

Цель: снятие барьеров традиционного восприятия социально-психологических характеристик и социальных ролей мужчин и женщин в белорусской семье , показать как гендерные стереотипы меняются с развитием общества, знакомство с понятием  «гендерное равенство».

Целевая группа: коллеги, родители, старшеклассники

Прогнозируемый результат: к концу тренинга участники  осознают  необходимость постепенного  преодоления устаревших гендерных стереотипов в семье для установления атмосферы  взаимного уважения и поддержки , развития личностных качеств каждого члена семьи для построения демократического общества.

Оборудование: мультиборд, стикеры, презентация

Форма работы: групповая

Блоки(время)Деятельность тренераДеятельностьИнструментарий
Знакомство участников5 минутЗадачи: создать атмосферу доброжелательности и доверия, знакомство с участниками
Упражнение «Бинго» Тренер предлагает следующую инструкцию для участниц: вы можете свободно перемещаться по комнате, по сигналу ведущего «Объединитесь по интересам» (по месту жительства, по хобби, по одежде ( кто в брюках, платье или по оттенкам) т.д.), необходимо найти своих партнеров и объединиться в мини- группы. Затем каждая мини-группа презентует остальным себя.Вопросы для обсуждения: Легко ли было найти своего партнера? Что вам помогало? Что мешало? Кто первый подходил?Участники тренинга должны найти тех , кто подходит под перечисленные ниже характеристики. Кому удастся поднимает руку и кричит «Бинго» . Каждая мини-группа презентует остальным себяУпражнение «Бинго»
Разработка правил5Задача: подготовить  группу к совместным действиям
Упражнение «Остановка» Далее тренер совместно с участниками вырабатывает правила поведения на тренинге. Правила включают в себя такие аспекты как соблюдение регламента, высказывание своего мнения, не перебивая выслушивать других участников, уважать мнение друг друга и так далее. Тренер должен заранее подготовить 4  «остановки», на которых должно быть написано: 1. На тренинге мы не будем… 2. На тренинге мы будем… 3. Наши ожидания от тренинга… 4. Мы не хотим… Каждый по очереди подходит к  и пишет свое мнение на бумагеБумага, маркеры

Целеполагание и актуализация10 мин
Задача: сделать проблему актуальной для каждого, выявить ожидания и способствовать активности участников в предстоящей деятельности
Работа с медиатекстомТренер  предлагает  разделиться на три группы, посмотреть на слайде фото из  показа белорусского бренда одежды и акссесуаров Kanva (осень-зима 2021),который подготовил фольклорно-феминную фантазию, где представил образы мужчин в традиционных женских белорусских костюмах.» . Представить участникам тренинга ,что на этом фото в качестве  одного из моделей вы увидели вашего сына ( 1-я группа) ,внука ( 2-я группа) и брата ( 3-я группа). Определить свою позицию «положительная», « отрицательная», «нейтральная».
Тренер  записывает тему тренинга « Гендерный маршрут белорусской семьи» и рисует отрезок на котором указывает пункты «гендерное неравенство»  и « гендерное равенство» и  предлагает участникам  приклеить стикеры со своими именами  на линии маршрута, ответив на вопрос « Где белорусская семья находится на пути к реализации ЦУР 5 « Гендерное равенство»?
Участники  обсуждают после просмотра медиатекста «Показ белорусского бренда одежды и акссесуаров Kanva »  и определяются с позицией: По очереди высказываются.




Участники   крепят стикеры  со своими именами на пунктах маршрута , которые они выбрали , исходя из своих убеждений, стереотипов. Также участники комментируют свой выбор и называют ожидания от тренинга.
Работа с медиатекстом«Показ белорусского бренда одежды и акссесуаров Kanva » (осень-зима 2021)
Информационно-деятельностный20 мин.Задачи: осознать  влияние гендерных стереотипов на ограничения в самореализации и качества реальной жизни для женщин и мужчин, в воспитании детей.
Упражнение «Цена стереотипа».Тренер предлагает каждому участнику высказать свое мнение в отношении стереотипа «мужчина – добытчик, а женщина – хранительница очага».Затем участникам предлагается проанализировать стереотипы согласно предложенной таблицы.
Тренер по ходу анализа комментирует как менялись стереотипы на протяжении развития общества.
Ролевая игра .Участники делятся на 3 группы :« патриархальная семья»,        « эгалитарная семья» (партнёрская)»,  « матриархальная семья». Им предлагается ситуации,  где нужно определить проблему и предложить выход из неё , исходя из статуса семьи и распределения ролей . Ситуации :Жена ( мать двух детей дошкольного возраста) хочет поехать на EdCamp Belarus на 2  выходных дняМуж ( отец двух детей дошкольного возраста) хочет поехать  на рыбалку с друзьями на 2 выходных дня. Сын хочет заниматься бальными танцами, дочь –боксом.Мини-лекция Одной из семнадцати Целей в области устойчивого развития, провозглашенных на 70-й юбилейной сессии ООН в сентябре 2015 г., является достижение гендерного равенства. Гендерное равенство подразумевает общество, в котором и женщины, и мужчины обладают равными возможностями, правами и обязательствами во всех сферах жизни. Понятие «гендер» служит сегодня одним из базовых измерений социальной структуры общества, а гендерное равенство выступает в качестве одной из форм социального равенства.Исторически гендерное неравенство обусловлено материальными и идеологическими факторами человеческого бытия, которые противопоставляют «женское» и «мужское» в культуре, закрепляют за женщиной вторичное место, устанавливают двойной стандарт половой морали. Началом проведения политики гендерного равенства в Беларуси можно считать 1995 г., когда белорусская делегация приняла участие в Четвертой всемирной конференции по положению женщин в Пекине.За последние 30 лет идея гендерного равенства получила широкое распространение в мире, легла в основу многих международных документов, нашла отражение в национальных законах. Беларусь приняла  уже 6-й национальный план действий по обеспечению гендерного равенства. Он рассчитан на 2021−2025 годы и направлен на предоставление равных прав и возможностей для мужчин и женщин.В документе указана цель этого плана — внедрить в реализацию государственной политики гендерного фактора как неотъемлемого условия равноценного развития человеческого капитала мужчин и женщин. Беларусь достигла высокого уровня гендерного равенства в обществе. Согласно Глобальному докладу о гендерном разрыве за 2019 год Всемирного экономического форума Беларусь занимает 29-е место в мире среди 153 стран в Индексе гендерного разрыва и является одним из лидеров в обеспечении равноправия мужчин и женщин среди стран Восточной Европы и Средней Азии. Наличие устоявшихся традиционных стереотипов, недостаточное осознание обществом необходимости гендерного равенства также является одним из препятствий на пути к достижению фактического равенства женщин и мужчин, — пишут в документе.Из-за неравенства, в том числе гендерного, Беларусь теряет 6,4 процента в человеческом развитии — это следует из Доклада о человеческом развитии за 2019 год.
Значительная часть белорусского общества придерживается эгалитарных взглядов на распределение ролей мужчин и женщин в семье и обществе, однако большая часть разделяет традиционные ролевые модели. Признание важности высшего образования и работы для обоих полов в равной мере при сохранении мужского доминирования в сфере политики и зарабатывания денег для семьи и женского доминирования в сфере ухода за домом и детьми может указывать на разное значение работы и образования для мужчин и женщин в белорусском обществе, а также на повышениенагрузки на женщину в традиционной ролевой модели. Равенство полов, как принцип, состоит в том, чтобы изучать и устранять социальные барьеры, мешающие человеку проявляться как личности, а также создавать равные социальные возможности для реализации личности мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности в зависимости от предпочтений автономной личности.  Смещение акцентов с интересов семьи (родовых интересов) на индивидуальные интересы, развитие и продвижение идеи гендерного равенства способствуют появлению и  распространению новых форм организации семейной жизни. Любовь, забота, сотрудничество, самореализация каждого из членов семьи становятся ядром системы семейных ценностей.
Участникам предлагается проанализировать стереотипы согласно предложенной таблицыДля мужчиныДля женщинывыгодыпотеривыгодыпотери



Комментарии к упражнению: это упражнение вскрывает мнимость «мужских преимуществ», неожиданно для многих – высокую «цену» гендерного мифа для жизни и здоровья мужчин, а также социальную и личностную неустойчивость, узость жизненного пространства для женщин.
Ролевая игра . Участники в группах обсуждают, предлагают решение ситуации.
Упражнение «Цена стереотипа».
 
ЗакреплениеЗадача: закрепить полученные знания
Упражнение «Сделай шаг».Участники выстраиваются в колонну. Ведущий предлагают суждения: -Приготовленный обед и ужин женщиной, гораздо вкуснее.   Впрочем, как и вымытый пол, женщиной – гораздо чище.- Подзатыльник – это допустимый метод воспитания.   -Лидером в семье должен быть мужчина.- Воспитывать девочек должны мамы.- Ударить девочку по попе – это способ проявления любви -Назвать «идиотом» кого-то в семье – это проявление  эмоций.- Карьерный рост для женщины не так важен, как устройство домашнего уюта.
Упражнение «Открытый микрофон»   На фличпарте тренер пишет  «Да/ Нет» (помогает/ мешает достижению гендерного равенства).Тренер подводит итоги1. Независимость мужчины и женщины в плане выбора образования, работы, жизненного пути в целом2. Ненасилие  физическое или моральное в семье3. Снижение бытового (домашнего) сексизма 4. Увеличение роли мужчины в воспитании детей5. Эгалитарное воспитание детей в смысле сокращения роли сексистских дифференциаций (“мальчики никогда не плачут и всегда доказывают, что они сильные, а девочки – красотульки и любят розовую одежду”, – утрированный пример);6. Освобождение времени женщины от домашнего труда.
Гендерное равенство — это не только одно из основныхправ человека, но и необходимая основа для достижения мира, процветания и устойчивого развития.
Участники  после недлительного обдумывания делают шаг влево, если отвечают «да», шаг вправо, если выбирают ответ «нет», остаются на месте, если ответ «возможно». Затем участники предлагается аргументировать свою точку зрения для всей аудитории.












Фличпарт, маркер
РефлексивныйОпределить значимость полученных знаний и их ценность для использования в дальнейшей деятельности
«Закончи предложение»  Тренер предлагает участникам закончить предложение, записанное заранее на стикерах:Участвуя в тренинге, я чувствовала…Выполняя задания, я…Сегодня я узнала…Атмосфера в группе…В дальнейшем я хотела бы…
Участники отрывают стикер ,продолжают незаконченное предложение .
Подведение итоговЗадачи: подвести итоги тренинга; выяснить, сбылись ли ожидания; оценить изменение уровня информированности.
Тренер предлагает  каждому участнику подойти к изображению гендерного маршрута , найти свой стикер и определиться со своими ожиданиями: изменились или остались на том же месте.Участники  подходят к изображению гендерного маршрута , находят свой стикер и определяются со своими ожиданиями: изменились или остались на том же месте.

Подготовила тренинг: учитель истории  ГУО«СШ №14 г.Барановичи» Любецкая Ирина Петровна

Related Posts