Тренинг “(НЕ)РАВЕНСТВО”
Тема: (НЕ)РАВЕНСТВО
Цель: повышение уровня знаний участников тренинга по вопросам дискриминации и стигматизации различных групп населения, изменение их поведения и отношения к дискриминируемым группам и, как следствие, минимизация проявления данных негативных явлений
Целевая группа: педагоги , методисты управлений по образованию, администрация УО
Задачи:
- дать определение понятиям “дискриминация” и “стигматизация”;
- предоставить участникам базовую информацию о причинах, формах, видах и последствиях стигматизации и дискриминации;
- разработать механизмы поведения для предупреждения и минимизации проявлений дискриминации и стигматизации в обществе.
Блоки тренинга | Этапы тренинга |
Установочный блок | Ориентировочно-мотивационный этап |
Целеполагание и актуализация субъектного опыта | |
Основной блок | Информационно-деятельностный этап |
Практический этап | |
Завершающий блок | Рефлексивный этап |
Прогнозируемый результат: предполагается, что к окончанию тренинга участники смогут разработать памятки для различных субъектов образовательного процесса, которые помогут минимизировать случаи дискриминации и стигматизации в учреждениях образования, а в последующем и в обществе в целом
Оборудование: мультимедийное оборудование, листы для флипчарта, стикеры, листы А4, маркеры, раздаточный материал
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Ход тренинга
Этап / Временной интервал | Деятельность тренера | Деятельность участников | Инструментарий |
Ориентировочно-мотивационный этап /10 мин | Введение в тему 2 минПри входе участников тренинга в аудиторию ведущий просить их выполнить определенные действия (стать у окна, прыгнуть 5 раз, просто пройти на свое место), ничего при этом не объясняя. Ведущий вернется к этой части тренинга позже. | Участники занимают места, готовятся к участию в тренинге. | |
Знакомство. 6 минДобрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас сегодня на нашем тренинге и надеюсь, что наша работа будет продуктивной, а полученные знания полезными и применимыми в вашей деятельности.Предлагаю нам всем познакомиться друг с другом. В этом нам поможет вот этот замечательный предмет (мячик или иной любой предмет).По кругу передается мячик (или иной любой предмет). Каждый участник продолжает фразу: «Вы еще не знаете, что я люблю (вариант — делать в свободное время) … (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен)». Игра продолжается пока каждый участник не представится. | Участники образовывают круг. Знакомятся с другими участниками тренинга. | Игра “Вы еще не знаете, что я люблю” | |
Предъявление темы тренинга. 2 минВспомните, что я просила вас сделать в самом начале. Эти действия являются ключом к нашей сегодняшней теме. Давайте попробуем определить ее вместе. | Участники делятся своими мнениями, определяют тему тренинга | ||
Целеполагание и актуализация субъектного опыта /10 мин | Сбор ожиданий 3 минСейчас каждому участнику будут выданы бумажные «яблоки» (одного цвета) — по 2-3. Предлагаю на каждом «яблоке» написать по одному ожиданию от нашего тренинга. Когда ожидания написаны, оставьте пока «будущий урожай» у себя «на хранение и дозревание». | Участники формулируют свои ожидания | Прием “Яблоня ожиданий” |
Актуализация субъектного опыта 7 минДавайте представим, что вы все стоите на одном берегу реки. Прямо перед вами — вода. Сейчас я буду зачитывать утверждения. Если кто-то из вас поймет, что это утверждение про него, переходит на другой «берег» реки, встает там лицом к группе и стоит до тех пор, пока я не скажу слово «следующее». Потом вы возвращаетесь на «берег для всех» и слушаете новое утверждение. Если вы не хотите афишировать свой ответ на какой-то вопрос, просто стойте на месте. Старайтесь быть откровенными, но не делайте то, что вам крайне неприятно. Итак, начнем.Список утверждений:1. У кого плохое зрение2. У кого родственники из деревни3. У кого карие глаза4. Кто страдал от безответной любви5. Кто из вас натуральная блондинка(блондин)6. Кто любит носить джинсы7. Когда-либо взявший чужую вещь8. Не произносящие/ плохо произносящие какие-либо звуки или буквыКак Вы себя чувствуете? Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями. Если в упражнении была хоть одна фраза, на которую вы могли выйти, но не захотели, значит, это тот факт, по которому вы или другие люди боятся быть дискриминируемыми или стигматизированными. | Участники актуализируют свой субъектный опыт, делятся своими мнениями. | Упражнение “Перейти реку” | |
Информационно-деятельностный этап /25 мин | Теоретический блок 4 минВ процессе социализации человек выстраивает свое отношение к другим людям, на это влияет в первую очередь его воспитание. Многие убеждения мы наследуем в раннем детстве и юности от родителей, других значимых взрослых — учителей, наставников, близких родственников, а также от друзей, знакомых, из художественных произведений, кино. Это влияние продолжается в течение всей жизни: наш круг общения, коллектив, информация, транслируемая в СМИ, — все это формирует наше отношение к себе и к окружающим. Очень часто наше отношение к определенным группам людей складывается задолго до того, как мы сталкиваемся с представителями этих групп в реальности. В этом и лежат корни стигматизации и последующей дискриминации.Слово стигма пришло к нам из греческого языка, изначально оно означало некий знак на теле — клеймо, татуировку, шрам, которыми метили рабов или преступников. Это отметина говорила обществу: «Этот человек заклеймен, это раб или преступник, человек второго сорта». Стигма на его теле предписывала, как с этим человеком нужно обращаться и как его воспринимать. Сегодня под стигматизацией понимается формирование стереотипов о той или иной социальной группе людей.Дискриминация (лат. discriminatio – различение) – умаление прав какой-либо группы людей в силу их национальности, расы, пола, рода занятий, вероисповедания, сексуальной ориентации, заболевания.Где лежат корни стигматизации и дискриминации?Существует такая вещь, как атрибуция. Атрибуция — это приписывание кому-то неких качеств, о наличии которых достоверно ничего неизвестно. Наш мозг так устроен, что для того, чтобы быстрее обрабатывать огромный поток информации, порой нам проще что-то додумать, чем потратить время и силы на то, чтобы разобраться с каким-то новым для нас явлением. Иногда мы берем для этих целей уже готовые ярлыки, некие образы, которые мы где-то видели или слышали. Так, например, бытует мнение, что чем старше становится человек, тем меньше он проявляет социальной активности, больше уходя в домашнюю, семейную среду. Здесь зачастую срабатывает образ бабушки, которая сидит дома, вяжет на спицах и нянчится с внуками. На самом деле, огромное количество людей пенсионного возраста продолжают работать, вести активный образ жизни, пользоваться соцсетями, выражать свою гражданскую позицию в общественном поле и не стремятся уходить «на покой». Однако при слове «бабушка» среднестатистический человек, скорее всего, представит себе именно стереотипную картинку с пожилой женщиной, вяжущей на спицах.Атрибуция сама по себе не хорошая и не плохая. В каких-то случаях этот механизм помогает сэкономить время, отказаться от сомнительных сделок, распознать опасность. Но когда атрибуция работает с ошибками, то есть прошлый негативный опыт от встречи с каким-то явлением приписывается новому, непонятному явлению, которое только внешне похоже на то, первое, это ограничивает человека, мешает его аналитическому процессу. Ошибки, происходящие в процессе атрибуции, приводят к стигматизации и дискриминации. | Участники знакомятся с опредлениями “стигматизации” и “дискриминации” | |
Командообразование 4 минСейчас каждый из вас поменяет свою роль на роль атома. Как известно, чем выше температура окружающей среды, тем быстрее двигаются атомы. И, соответственно, чем ниже температура — тем медленнее. В физике этот закон называется «броуновское движение».Я буду задавать температуру в достаточно быстром темпе (от минусовой до плюсовой), а вы будете двигаться согласно заданной температуре (например, при t + 1000 — все бегают, при -400 — все двигаются еле-еле). Можно сталкиваться между собой и изменять траекторию движения. Время от времени, я буду хлопать в ладоши и говорить: «молекулы по (3, 4, 5, 6, 7 и т.д.)», при этом вы должны собраться в «молекулы» из заданного числа «атомов».В конце игры участники формируют три команды. | В ходе игры участники формируют команды, необходимые для последующего мозгового штурма | Игра “Атомы-молекулы” | |
Мозговой штурм “Стигма и дискриминация в 21веке” 10 минСейчас вы будете работать над следующими темами:“Стигма и дискриминация: “Причины стигмы и дискриминации”,“Стигма и дискриминация: Формы, виды”,“Стигма и дискриминация. Последствия”.Сейчас прошу вас приклеить свои стикеры на ватман с заготовленным рисунком дерева.Участники первой подгруппы приклеивают стикеры на корни дерева. Участники второй подгруппы приклеивают стикеры на стволе дерева. Участники третьей подгруппы приклеивают стикеры кроне на дерева.Итак, у нас появилось дерево стигмы и дискриминации: в корнях указаны причины; из корней вырастает ствол – формы, виды и проявления; все это приводит к последствиям – распускается кроной.Вопросы для обсуждения:Были ли вы когда-нибудь источником стигматизации, нетерпимости или дискриминации?В чем причина такого поведения?Указаны ли возможные причины вашего поведения на дереве?К каким последствиям приводило ваше поведение?Становился ли кто-то из вас объектом стигматизации или дискриминации? | Участники в группах проводят мозговой штурм для определения причин, форм, видов и последствий дискриминации и стигматизации | Прием “Мозговой штурм” | |
Подготовка к практическому этапу тренинга 7 минПрошу вас снова объединиться в круг и взять по ореху, в течение 1 минуты внимательно рассмотрите и запомните свой орех. Затем орехи складываются обратно в пакет. Ведущий перемешивает их, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой. Прошу вас рассказать, по каким признакам им удалось найти именно свой орех, чем он отличается от других.Вопросы для обсуждения:Какую параллель вы можете провести между орехами и людьми? (Чтобы увидеть особенности, нужно приглядеться. На первый взгляд, все одинаковые)Как судят о ценности ореха?Зачем ореху скорлупа? (Люди выращивают скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются).Вы совершенно правы: необходимо проявить терпение, внимание, заинтересованность к «иному», чтобы узнать его. | Участники выполняют упражнение, отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения | Упражнение “Орехи” | |
Практический этап /11 мин | Предлагаю вам в группах подумать, что каждая отдельно взятая категория (педагог, родитель, ребенок) может сделать, чтобы минимизировать и ликвидировать стигматизацию и дискриминацию.Прошу представить вас ваши идеи, которые могут стать отличными памятками. | Участники в группах составляют список действий, помогающий минимизировать проявления стигматизации и дискриминации. Представляют этот список | Прием “Мозговой штурм” |
Рефлексивный этап /4 мин | Сейчас хочу напомнить вам о хранящихся и «зреющих» плодах и предлагаю вам повесить их на «Яблоню ожиданий». Может быть, кому-то нужны дополнительные «яблоки» для незапланированных ожиданий? Если такие участники есть, им выдаются яблоки другого цвета.Участники выбирают, где разместить «яблоки»: справа или слева (сбывшееся — несбывшееся), вверху или внизу (в зависимости от значимости ожидания).Ведущий анализируют итоги проведенного мероприятия, отвечают на оставшиеся у участников вопросы и ответы. | Участники оценивают степень удовлетворения своих ожиданий, задают вопросы | Прием “Яблоня ожиданий” |