Тренинг “(НЕ)РАВЕНСТВО

Тема: (НЕ)РАВЕНСТВО

Цель: повышение уровня знаний участников тренинга по вопросам дискриминации и стигматизации различных групп населения, изменение их поведения и отношения к дискриминируемым группам и, как следствие, минимизация  проявления данных негативных явлений 

Целевая группа: педагоги , методисты управлений по образованию, администрация УО

Задачи:

  • дать определение понятиям “дискриминация” и “стигматизация”;
  • предоставить участникам базовую информацию о причинах, формах, видах и последствиях стигматизации и дискриминации;
  • разработать механизмы поведения для предупреждения и минимизации проявлений дискриминации и стигматизации в обществе.
Блоки тренингаЭтапы тренинга
Установочный блокОриентировочно-мотивационный этап
Целеполагание и актуализация субъектного опыта
Основной блокИнформационно-деятельностный этап
Практический этап
Завершающий блокРефлексивный этап

Прогнозируемый результат: предполагается, что к окончанию тренинга участники смогут разработать памятки для различных субъектов образовательного процесса, которые помогут минимизировать случаи дискриминации и стигматизации в учреждениях образования, а в  последующем и в обществе в целом

Оборудование: мультимедийное оборудование, листы для флипчарта, стикеры, листы А4, маркеры, раздаточный материал

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Ход тренинга

Этап / Временной интервалДеятельность тренера Деятельность участниковИнструментарий
Ориентировочно-мотивационный этап /10 минВведение в тему 2 минПри входе участников тренинга в аудиторию ведущий просить их выполнить определенные действия (стать у окна, прыгнуть 5 раз, просто пройти на свое место), ничего при этом не объясняя. Ведущий вернется к этой части тренинга позже.
Участники занимают места, готовятся к участию в тренинге.



Знакомство. 6 минДобрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас сегодня на нашем тренинге и надеюсь, что наша работа будет продуктивной, а полученные знания полезными и применимыми в вашей деятельности.Предлагаю нам всем познакомиться друг с другом. В этом нам поможет вот этот замечательный предмет (мячик или иной любой предмет).По кругу передается мячик (или иной любой предмет). Каждый участник продолжает фразу: «Вы еще не знаете, что я люблю (вариант — делать в свободное время) … (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен)». Игра продолжается пока каждый участник не представится.Участники образовывают круг. Знакомятся с другими участниками тренинга.Игра “Вы еще не знаете, что я люблю”
Предъявление темы тренинга. 2 минВспомните, что я просила вас сделать в самом начале. Эти действия являются ключом к нашей сегодняшней теме. Давайте попробуем определить ее вместе.
Участники делятся своими мнениями, определяют тему тренинга
Целеполагание и актуализация субъектного опыта /10 минСбор ожиданий 3 минСейчас каждому участнику будут выданы бумажные «яблоки» (одного цвета) — по 2-3. Предлагаю на каждом «яблоке» написать по одному ожиданию от нашего тренинга. Когда ожидания написаны, оставьте пока «будущий урожай» у себя «на хранение и дозревание».Участники формулируют свои ожиданияПрием “Яблоня ожиданий”
Актуализация субъектного опыта 7 минДавайте представим, что вы все стоите на одном берегу реки. Прямо перед вами — вода. Сейчас я буду зачитывать утверждения. Если кто-то из вас поймет, что это утверждение про него, переходит на другой «берег» реки, встает там лицом к группе и стоит до тех пор, пока я не скажу слово «следующее». Потом вы возвращаетесь на «берег для всех» и слушаете новое утверждение. Если вы не хотите афишировать свой ответ на какой-то вопрос, просто стойте на месте. Старайтесь быть откровенными, но не делайте то, что вам крайне неприятно. Итак, начнем.Список утверждений:1. У кого плохое зрение2. У кого родственники из деревни3. У кого карие глаза4. Кто страдал от безответной любви5. Кто из вас натуральная блондинка(блондин)6. Кто любит носить джинсы7. Когда-либо взявший чужую вещь8. Не произносящие/ плохо произносящие какие-либо звуки или буквыКак Вы себя чувствуете? Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями. Если в упражнении была хоть одна фраза, на которую вы могли выйти, но не захотели, значит, это тот факт, по которому вы или другие люди боятся быть дискриминируемыми или стигматизированными.Участники актуализируют свой субъектный опыт, делятся своими мнениями.Упражнение “Перейти реку”
Информационно-деятельностный этап /25 минТеоретический блок 4 минВ процессе социализации человек выстраивает свое отношение к другим людям, на это влияет в первую очередь его воспитание. Многие убеждения мы наследуем в раннем детстве и юности от родителей, других значимых взрослых — учителей, наставников, близких родственников, а также от друзей, знакомых, из художественных произведений, кино. Это влияние продолжается в течение всей жизни: наш круг общения, коллектив, информация, транслируемая в СМИ, — все это формирует наше отношение к себе и к окружающим. Очень часто наше отношение к определенным группам людей складывается задолго до того, как мы сталкиваемся с представителями этих групп в реальности. В этом и лежат корни стигматизации и последующей дискриминации.Слово стигма пришло к нам из греческого языка, изначально оно означало некий знак на теле — клеймо, татуировку, шрам, которыми метили рабов или преступников. Это отметина говорила обществу: «Этот человек заклеймен, это раб или преступник, человек второго сорта». Стигма на его теле предписывала, как с этим человеком нужно обращаться и как его воспринимать. Сегодня под стигматизацией понимается формирование стереотипов о той или иной социальной группе людей.Дискриминация (лат. discriminatio – различение) – умаление прав какой-либо группы людей в силу их национальности, расы, пола, рода занятий, вероисповедания, сексуальной ориентации, заболевания.Где лежат корни стигматизации и дискриминации?Существует такая вещь, как атрибуция. Атрибуция — это приписывание кому-то неких качеств, о наличии которых достоверно ничего неизвестно. Наш мозг так устроен, что для того, чтобы быстрее обрабатывать огромный поток информации, порой нам проще что-то додумать, чем потратить время и силы на то, чтобы разобраться с каким-то новым для нас явлением. Иногда мы берем для этих целей уже готовые ярлыки, некие образы, которые мы где-то видели или слышали. Так, например, бытует мнение, что чем старше становится человек, тем меньше он проявляет социальной активности, больше уходя в домашнюю, семейную среду. Здесь зачастую срабатывает образ бабушки, которая сидит дома, вяжет на спицах и нянчится с внуками. На самом деле, огромное количество людей пенсионного возраста продолжают работать, вести активный образ жизни, пользоваться соцсетями, выражать свою гражданскую позицию в общественном поле и не стремятся уходить «на покой». Однако при слове «бабушка» среднестатистический человек, скорее всего, представит себе именно стереотипную картинку с пожилой женщиной, вяжущей на спицах.Атрибуция сама по себе не хорошая и не плохая. В каких-то случаях этот механизм помогает сэкономить время, отказаться от сомнительных сделок, распознать опасность. Но когда атрибуция работает с ошибками, то есть прошлый негативный опыт от встречи с каким-то явлением приписывается новому, непонятному явлению, которое только внешне похоже на то, первое, это ограничивает человека, мешает его аналитическому процессу. Ошибки, происходящие в процессе атрибуции, приводят к стигматизации и дискриминации.Участники знакомятся с опредлениями “стигматизации” и “дискриминации”
Командообразование 4 минСейчас каждый из вас поменяет свою роль на роль атома. Как известно, чем выше температура окружающей среды, тем быстрее двигаются атомы. И, соответственно, чем ниже температура — тем медленнее. В физике этот закон называется «броуновское движение».Я буду задавать температуру в достаточно быстром темпе (от минусовой до плюсовой), а вы будете двигаться согласно заданной температуре (например, при t + 1000 — все бегают, при -400 — все двигаются еле-еле). Можно сталкиваться между собой и изменять траекторию движения. Время от времени, я буду хлопать в ладоши и говорить: «молекулы по (3, 4, 5, 6, 7 и т.д.)», при этом вы должны собраться в «молекулы» из заданного числа «атомов».В конце игры участники формируют три команды.
В ходе игры участники формируют команды, необходимые для последующего мозгового штурма
 Игра “Атомы-молекулы”
Мозговой штурм “Стигма и дискриминация в 21веке” 10 минСейчас вы будете работать над следующими темами:“Стигма и дискриминация: “Причины стигмы и дискриминации”,“Стигма и дискриминация: Формы, виды”,“Стигма и дискриминация. Последствия”.Сейчас прошу вас приклеить свои стикеры на ватман с заготовленным рисунком дерева.Участники первой подгруппы приклеивают стикеры на корни дерева. Участники второй подгруппы приклеивают стикеры на стволе дерева. Участники третьей подгруппы приклеивают стикеры кроне на дерева.Итак, у нас появилось дерево стигмы и дискриминации: в корнях указаны причины; из корней вырастает ствол – формы, виды и проявления; все это приводит к последствиям – распускается кроной.Вопросы для обсуждения:Были ли вы когда-нибудь источником стигматизации, нетерпимости или дискриминации?В чем причина такого поведения?Указаны ли возможные причины вашего поведения на дереве?К каким последствиям приводило ваше поведение?Становился ли кто-то из вас объектом стигматизации или дискриминации?Участники в группах проводят мозговой штурм для определения причин, форм, видов и последствий дискриминации и стигматизацииПрием “Мозговой штурм”
Подготовка к практическому этапу тренинга 7 минПрошу вас снова объединиться в круг и взять по ореху, в течение 1 минуты внимательно рассмотрите и запомните свой орех. Затем орехи складываются обратно в пакет. Ведущий перемешивает их, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой. Прошу вас рассказать, по каким признакам им удалось найти именно свой орех, чем он отличается от других.Вопросы для обсуждения:Какую параллель вы можете провести между орехами и людьми? (Чтобы увидеть особенности, нужно приглядеться. На первый взгляд, все одинаковые)Как судят о ценности ореха?Зачем ореху скорлупа? (Люди выращивают скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются).Вы совершенно правы: необходимо проявить терпение, внимание, заинтересованность к «иному», чтобы узнать его. Участники выполняют упражнение, отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зренияУпражнение “Орехи” 
Практический этап /11 минПредлагаю вам в группах подумать, что каждая отдельно взятая категория (педагог, родитель, ребенок) может сделать, чтобы минимизировать и ликвидировать стигматизацию и дискриминацию.Прошу представить вас ваши идеи, которые могут стать отличными памятками.Участники в группах составляют список действий, помогающий минимизировать проявления стигматизации и дискриминации. Представляют этот списокПрием “Мозговой штурм”
Рефлексивный этап /4 минСейчас хочу напомнить вам о хранящихся и «зреющих» плодах и предлагаю вам повесить их на «Яблоню ожиданий». Может быть, кому-то нужны дополнительные «яблоки» для незапланированных ожиданий? Если такие участники есть, им выдаются яблоки другого цвета.Участники выбирают, где разместить «яблоки»: справа или слева (сбывшееся — несбывшееся), вверху или внизу (в зависимости от значимости ожидания).Ведущий анализируют итоги проведенного мероприятия, отвечают на оставшиеся у участников вопросы и ответы.Участники оценивают степень удовлетворения своих ожиданий, задают вопросыПрием “Яблоня ожиданий”

Related Posts