Марина Сутоцкая. “Юбка или брюки. Долой стереотипы! “

Тренинг  по глобальной гражданственности: Юбка или брюки. Долой стереотипы!

Тема: Юбка или брюки. Долой стереотипы!

Цель тренинга:  формирование представления о социально-психологическом содержании понятия «гендер», «гендерная идентичность» ее структура и закономерности развития. Знакомство участников тренинга с представлениями проблемы отношений полов в обществе, снятие барьеров традиционного восприятия социально-психологических характеристик и социальных ролей мужчин и женщин. Понимание и осознание участниками особенностей гендерной социализации и акцентирования внимания на проблематике документа ООН “Цели в области Устойчивого развития”.

Целевая аудитория: педагоги, учащиеся старших классов, взрослые.

Задачи тренинга:

1. Сформировать у участников цель данного тренинга.

2. Познакомить участников с понятием «гендер», «гендерный стереотип».

3. Сформировать представления о собственном «Я».

4. Сформировать способности анализировать ситуацию с позиции другого человека.

5. Сформировать основы критического взгляда на гендерные стереотипы

6. Сформировать представления участников о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

7. Развить навыков взаимодействия между полами.

Этапы тренинга:

  1. ориентировочно – мотивационный
  2. целеполагание и актуализация субъективного опыта
  3. информационно – деятельностный этап

IV.применение на практике полученных знаний

V. рефлексивный.

Блоки тренинга:

  1. знакомство участников тренинга;
  2. разработка правил совместной работы;
  3. целеполагание и актуализация субъектного опыта;
  4. информационно-деятельностный этап;
  5. закрепление;
  6. рефлексивный;
  7. подведение итогов
БлокиДеятельность тренераДеятельность участниковИнструментарий
1.Знакомство участников тренинга(8мин)Задачи: создать психологический комфорт, атмосферу доверия во время знакомства.Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами и надеюсь что наша совместная работа окажется плодотворной, интересной. Предлагаю познакомиться нам через самопрезинтацию. Вам нужно представиться: “Я….имя” и “описать себя 5-6 словами.Выполняя задания тренер знакомится с участниками тренинга.Задает уточняющие вопросы человеку, которого представляютмаркеры, стикеры, мультимедиа.прием “распределение по группам”прием «Самопрезентация, или Кто Я?»
2.Разработка правил работы(3-5мин)Задача: подготовить группу к совместным действиям; создать рабочий настрой посредством разработки правил работы.
Чтобы наша работа прошла комфортно и плодотворно, давайте разработаем совместные правила.
Участники тренинга предлагают предлагают правила, обсуждают их и фиксируют на стикерах. Затем вывешивают их на ватман.ватман, стикеры
3.Целеполагание и актуализация субъективного опыта10-15 минЗадача: актуализировать субъективный опыт; выявить ожидания и способствовать формированию личностной мотивации и активности участников в предстоящей деятельности.Отлично! Мы с вами познакомились и продолжаем работу. Давайте представим, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но слабо выражены у него.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.Участники работают в группах, меняются «вещами», обсуждают, предлагают гипотезы.Представляют результат своей работы.Прием «Волшебная лавка»

4. Информационно-деятельностный(8-15мин)Задача: организовать практическую деятельность участников тренинга; создать атмосферу коллективного взаимодействия.Совмество с трениром разбирают понятия. Гендер – это специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой.Возникновение термина «гендер» как одной из категорий социального анализа связано с именем американского психоаналитика Роберта Столлера, предложившего в 1958 г. использовать эту грамматическую категорию, чтобы подчеркнуть двойственную природу пола человека как, с одной стороны, биологического, а с другой – социокультурного феномена.Введение термина «гендер» подразумевало также и то, что видимые различия личностных характеристик мужчин и женщин не связаны напрямую с биологическими детерминантами, но определяются спецификой социального взаимодействия, в которое включены мужчины и женщины, обладающие субъективным знанием о своих сексуальных признаках.Действительно, отличительными психологическими признаками «мужского» и «женского» поведения почти всегда оказываются социальные качества: групповой статус и связанные с ним отношения власти (доминирование/подчинение), исполняемые социальные роли (материнство/отцовство), уровень социальной активности (профессиональная деятельность/домашняя работа) и т. д. То есть личностные характеристики, которые в обыденном сознании тесно связаны с биологическим полом (чему в немалой степени способствует повседневное употребление слова «пол»), возникают только в определенной системе социальных отношений.Вопросы гендерного неравенства на современном этапе развития общества занимают по актуальности далеко не последнее место. Несмотря на очевидный прогресс, гендерная дискриминация по-прежнему охватывает многие сферы общества. Например, сфере доступа к ресурсам и распоряжения ими, в сфере экономических возможностей, в сфере власти и представления интересов. По этой причине достижение гендерного равенства становится центральным показателем развития каждой страны.Организация Объединенных Наций причисляет эту проблему к разряду глобальных и рекомендует государствам изменять существующие гендерные модели, сохраняющие систему неравных ценностей и двойных стандартов. На столе лежат различные предметы, ведущий показывает участникам предмет и просит их пройти на сторону «М» или «Ж». Предметы: ключи от автомобиля, ползунки, пакет для мусора, бритвенный станок, половник, журнал мод, носки, кошелек, отвертка, зеркало, и др.. Участники тренинга смотрят на   предмет и если они считают, что этим предметом чаще пользуются женщины, то стают в «женский» сектор, если мужской – то стают в «мужской». В конце задания подводят итоги. Почему такой выбор?В процессе игры ведущий комментирует предметы (Швейцарские ученые провели эксперимент. В одном из крупных супермаркетов было установлено большое зеркало с вмонтированной камерой, которая вела наблюдение за посетителями. Было зафиксировано, что в зеркале внимательно рассмотрели себя 428 женщин и 735 мужчин.В нашем государстве правом декретного отпуска воспользовалось только 3 % мужчин (по закону мужчина тоже имеет право воспользоваться декретным отпуском).Ежегодно возрастает количество женщин – автомобилистов. Доказано, чтоженщина более внимательна на дороге, хотя на работу водителем чаще берутмужчин.В самых дорогих ресторанах шеф – повара мужчины, а дома готовит- женщина.Со времен Древней Греции профессия педагога была исключительно мужской, в нашем современном обществе большая часть учителей – женщины.Считается, что за модой и за собой больше следят женщины и профессии модельера, визажиста, стилиста исключительно женские, хотя сегодня мы наблюдаем, что мужчины не без успеха усваивают эти профессии.Воспринимают информацию, представленную на презентации и раздаточном материале(карточки с ситуацией) .Представляют результаты, полученные во время работы в группах,анализируя и уточняя свой выбор.высказывают свое мнение по итогам выполненного упражнения.Прием «Определение понятий» 
                                                           Прием «Гендерные стереотипы»
5.Закрепление(10-15мин)Задача: закрепить полученные знания для использования. Участники объединяются в две группы, затем от каждой группы выходит один представитель и получает конверт с перечнем качеств, которые по их мнению присущи:Первая группа «Настоящим мужчинам»Вторая группа «Настоящим женщинам»Перечень качеств:Энергичность, настойчивость, целеустремленность, доброта, умение отстаивать свои интересы, коммуникабельность (умение общения), уступчивость, внешняя привлекательность, эрудиция, воспитанность, скромность, лидерские качества, умение зарабатывать деньги, независимость, хороший вкус, сила воли, ответственность.Листы вывешивают на доске и анализируют, общие черты обводят маркером.Вывод: Мы действительно разные, но у нас есть много общего.Вопрос: Как вы считаете, тяжело ли изменить стереотипы в обществе?Представляют результаты, полученные во время работы в группах, анализируют и уточняют свой выбор,высказывают свое мнение по итогам выполненного упражнения.Прием «Настоящий мужчина», «Настоящая женщина»
6.Рефлексия(5-7мин)Задача: определить значимость полученных знаний и их ценности для использования в дальнейшей деятельности
 Ведущий предлагает факт группам. «Распределение ролей мужчины и женщины транслируют нам СМИ (реклама, пресса)?».Мужчина в основном объект, женщина – субъект сексуальных взаимоотношений, женщина больше занята в сфере обслуживания семьи, мужчина – в профессиональной сфере.«Родители сильно влияют на процесс гендерной социализации».Обсуждается вопрос о том, что родители одевают ребенка в соответствии с его полом или в соответствии со своими представлениями, не всегда учитывая желания ребенка. Влияние одежды на поведение ребенка. Одежда, традиционная для мальчика, не сковывает движений, позволяет ребенку быть активным, ребенок не боится ее запачкать, следовательно, такая одежда определяет активность ребенка.Одежда девочек, напротив, сковывает движения, заставляет быть аккуратной (так, некоторые родители любят одевать девочек в нарядные платья и туфли), что приводит к пассивности девочек.Требования к поведению мальчиков и девочек также зачастую различны, от мальчика требуют активности, инициативы, отсутствия излишних эмоций (особенно слез), от девочек ожидают пассивности, спокойствия, аккуратности, эмоциональности. Игрушки мальчиков и девочек кардинально различаются. Так, игрушки мальчиков (машины и трансформеры) больше направлены на созидающую деятельность, на развитие пространственных представлений; игрушки девочек (куклы, наборы доктора и парикмахера, посуда) позволяют играть в ролевые игры пассивного характера, игры, в которых роли достаточно четко прописаны и установлены. 
Участники рассуждают, отвечают на вопросы.Прием «Факты свидетельствуют»
7.Подведение итогов(5мин)Задача: подвести итоги тренинга, проанализировать индивидуальную работу участников. «Нужно ли избавляться от гендерных стереотипов и почему?».участники  на стикерах пишут свои рекомендации, вывешивают их на доскуПрием «Групповая дискуссия»Прием «Что я могу сделать?»

Related Posts