Татьяна Крапиневич. «Инклюзивные подходы в обучении для детей с РАС» .

Тренинг для педагогов

«Инклюзивные подходы в обучении для детей с РАС»

Занятие №1 «Неудобные дети»

Продолжительность: 60 минут

Цель занятия – актуализировать у участников существующие стереотипы в отношении детей с РАС; формирование у участников представления о наилучшем взаимодействии с детьми с РАС с учетом их потребностей; способствовать повышению инклюзии детей с РАС в образовательном процессе.

Программа занятия 

Часть программыЗадачиМетодыПродолжи-тельность
Вступительная часть
ПриветствиеПравилаЗнакомство Представление цели и программы занятия Создать благоприятную атмосферуУпражнение на знакомство «Капуста»10 минут
Основная часть
Актуализация проблемыАктуализировать проблему неправильного подхода в обучении детей с РАСПродемонстрировать участникам существующие стереотипы по отношению к детям с РАС; акцентировать внимание на индивидуальном развитии личности, а не на стандартизации.Сценка на урокеДемонстрация отрывка из фильма «Перед классом»Обсуждение уведенногоРефлексия упражнения «Капуста»15 минут
Работа с понятиями.Виды РАС.Социальные стереотипы, возникающие у учителей при работе с детьми с РАС.Определить виды РАС; определить причины, проблемы и потребности детей с РАСМини-лекция о РАС и его видахДискуссия о стереотипах и социальных проблемах в образовательном процессе у детей с РАС.15 минут
Возможности и способы включения в образовательный процесс детей с РАСРазработка приемов и способов включения в образовательный процесс на уроке детей с РАС Работа в группах10 минут
Заключительная часть
Рефлексия.Подведение итоговПодведение итогов, оценить занятиеУпражнение «шкала», обсуждение 10 минут

План проведения занятия

Вступительная часть (10 минут): 

∙ Приветствие

∙ Правила работы

Предложить участникам сформулировать те нормы, которые позволят организовать эффективную и творческую работу в группе. Предложенные правила записываются на листе и вывешиваются на видное место. Их соблюдение обязательно для всех участников. Каждое правило должно быть согласовано со всей группой. Примеры: 

– Правило руки 

– Активность 

– Каждое мнение имеет право на существование 

– Телефоны на беззвучный режим

∙ Игра на знакомство «Капуста» 

Участники по очереди передают игрушку «капуста», называют свое имя и одну из своих социальных ролей, которую считают наиболее значимой.

∙ Представление цели и программы занятия 

 Совместная формулировка цели занятия. Обязательно записать и повесить на видном месте.

Пример цели: повышение осведомленности участников о различных видах РАС и существующих в обществе стереотипах в отношении детей с РАС; разработка приемов и способов взаимодействия на уроках с детьми с РАС. 

Основная часть (40 минут)

∙ Сценка в классе

Ученик с классическим аутизмом (синдромом Каннера) бродит по классу, устраивает истерику при этом легко умножает шестизначные числа.

Ученик с синдромом Аспергера все время повторяет одну и ту же фразу, избегает зрительного контакта, манерные движения, резко начинает плакать, смеяться.

Ученик с атипичным аутизмом находится в полном одиночестве, при попытке его спросить, отвечает «ломаным» языком, что не понимает, о чем задача.

∙ Демонстрация отрывка из фильма «Перед классом»

∙ Обсуждение уведенного

А что, в конце концов, является нормой? Часто мы формируем представление о «нормальности» в связи с поведением. А как раз своим поведением люди с инвалидностью мешают «здоровым», т. е. всему обществу. Это хорошо видно на примере с аутистами, которым очень проблематично приспособиться к «не инвалидам» или понять их. Люди с умственными ограничениями в целом не всегда хорошо могут приспособиться к другим. Из поколения в поколение их оттесняют на задворки общества. 

Согласно статистике, около 10% жителей планеты имеют то или иное ограничение. В повседневной жизни они редко воспринимаются всерьез: люди в инвалидных креслах, ориентирующиеся при помощи трости для слепых, разговаривающие на языке жестов. Еще более незаметными являются нарушения развития, которые невозможно распознать на первый взгляд. И тем не менее люди с умственными ограничениями или, например, с трудностями в обучении, или те, кто борется с депрессиями, в нашем обществе быстро идут ко дну или вынуждены жить обособленной жизнью. Настоящая жизнь в обществе для многих людей с инвалидностью невозможна. 

Чтобы улучшить ситуацию, на международном уровне появилась Конвенция ООН о правах инвалидов. Основными ее целями являются инклюзия, самоопределение и равенство. Однако интеграция и инклюзия невозможны без понимания со стороны общества «не инвалидов». Участие помогает каждому человеку с ограниченными возможностями нести ответственность за себя, свою жизнь и свои решения. Она мотивирует к действиям и позволяет пережить успех. Жизнь вместе с другими людьми учит уважать друг друга. 

Инклюзия, однако, – это не улица с односторонним движением. И будет ли она эффективна, зависит от общества в целом. «Друг с другом» вместо «друг около друга» – вот девиз для успешной инклюзии.

∙ Рефлексия упражнения «Капуста» о социальных ролях в нашей жизни.

∙ Мини-лекция о РАС и его видах (на примере учеников из сценки)

Слово аутизм происходит от греческого местоимения „autos” , что значит – рассматривать самого себя. Именно это всматривание в себя и есть наиболее ярко выраженная отличительная черта аутистов.

Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? – Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.

По современному классификатору психических расстройств расстройство аутистического спектра (РАС) включает в себя пять фронтальных детских состояний: классический аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта, синдром Хеллера и атипичный аутизм.

Синдром Аспергера (ученик с синдромом Аспергера все время повторяет одну и ту же фразу, избегает зрительного контакта, манерные движения, резко начинает плакать, смеяться). 

Дети с синдромом Аспергера, носят самую лёгкую степень из расстройств аутического спектра, в частности, потому, что симптомы более управляемым и эти дети, как правило, имеют прекрасный прогноз на будущее с помощью постоянных и правильных методов коррекции. У них часто не прослеживается значительной задержки речи по сравнению с другими в спектре, но у них так же возникают трудности в социализации и коммуникации. Из-за отсутствия явных признаков аутизма этот синдром трудно заметить, пока ребенок не начнет посещать детски сад, школу и другие общественные места. Часто симптомы этого синдрома путают с другими поведенческими проблемами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

  1. Ограниченные или неадекватные социальные взаимодействия
  2. Повторная речь, речь выглядит заученной и монотонной, как у робота
  3. Проблемы с невербальной коммуникацией (жесты, выражение лица, и т.д.)
  4. Тенденция обсуждать себя, а не других
  5. Неспособность понять социальные и эмоциональные проблемы
  6. Отсутствие контакта глаз при взаимной беседе
  7. Одержимость конкретными, часто необычными темами
  8. Разговоры часто носят односторонний характер
  9. Неловкие движения или манерность

Классический аутизм (синдром Каннера) (ученик с классическим аутизмом (синдромом Каннера) бродит по классу, устраивает истерику при этом легко умножает шестизначные числа). 

В 1943 году впервые было описано такое явление, которое носит название синдром Каннера или классический аутизм. Спектр детей с классическим аутизмом включает триаду аутических расстройств, у них нарушена творческая игра, социальное взаимодействие и коммуникация. Часто проявляется стереотипное поведение, интересы и деятельность. Как правило, видны эти нарушения в возрасте от 1,5 до 3 лет. Часто дети с синдромом Каннера не говорят до 3-4 лет, начав говорить они, часто повторяют неосознанно заученные фразы, не общаются и не взаимодействуют с другими детьми. У большинства детей прослеживаются тяжёлые сенсорные трудности. Лео Каннер утверждал, что дети с аутизмом очень многого могут достичь в науке, они могут жить полноценной жизнью, если найдут свои интересы и увлечения. 

Лео Каннер «История показывает, что многие люди, у которых бы в наше время диагностировали аутизм, сделали огромный вклад в искусстве, математике, науке и литературе».

Атипичный аутизм (ученик с атипичным аутизмом находится в полном одиночестве, при попытке его спросить, отвечает «ломаным» языком, что не понимает, о чем задача) – это форма аутизма, которая может не проявляться в течение многих лет. Некоторые дети, страдающие от этой более мягкой формы аутизма, не обнаруживают всех основных симптомов заболевания. В этом случае диагноз ставится с большим опозданием.  Разница между аутизмом и атипичным аутизмом: человек, страдающий от классического аутизма, предпочитает компании одиночество и не склонен к общению или завязыванию дружбы. С другой стороны, человек с атипичным аутизмом стремится к общению, но испытывает сложности в области вербальной коммуникации с людьми. 

Симптомы могут быть самыми разнообразными и проявляются у каждого больного в совершенно новой комбинации:

  • Нарушены навыки общения, что может выражаться, например, в неспособности поддерживать зрительный контакт.
  • Отсутствует стремление или наблюдаются сложности при завязывании дружеских отношений.
  • Сложности, касающиеся увеличения словарного запаса, или потеря ранее приобретенных языковых навыков.
  • Трудности в общении с окружающими.
  • Слабые речевые навыки
  • Неспособность участвовать в ролевых играх, отсутствие воображения.
  • Буквальное восприятие речи и непонимание различных смысловых оттенков слов.
  • Трудности в понимании невербального языка.
  • Непонимание эмоций других людей, неуместность реакции или кажущаяся безэмоциональность.
  • Приверженность к четкому соблюдению распорядка и рутинному образу жизни.
  • Самостимулирующее поведение, например, взмахи руками или раскачивание взад и вперед.
  • Странные игры, например, они могут часами подбрасывать какой-либо предмет или закреплять что-либо, например, плитку для пола.
  • Сложности при обработке информации органов чувств и нестандартная реакция на необычные запахи, звуки, вкусы, образы, текстуры или цвета.

Тяжесть проявлений атипичного аутизма бывает разной. У одних уровень развития достаточно высок, у других имеются серьезные нарушения в области развития языковых навыком, в также в плане социальной коммуникации. Если заболевание носит мягкую форму, то и родители, и врачи в течение многих лет могут даже не подозревать о его существовании.

Синдром Ретта является редким, но тяжёлым расстройством мозга, которое встречается у девочек. Это расстройство, как правило, обнаружили в первые два года жизни. При синдроме Ретта проявляются симптомы, такие как потеря двигательных и коммуникативных навыков после периода нормального развития. Дети, пострадавшие от этого расстройства часто теряют способность говорить. У них очень часто проявляются стереотипные движений рук, таких как ломание, хлопанье и беспрерывное «мытье» рук. Замедление роста головы и потеря мышечного тонуса является одним из первых признаков при синдроме Ретта. В возрасте с 1 до 4 лет, социальные и речевые навыки ухудшаются. Ребёнок замолкает и появляется незаинтересованность в других людях. Синдром Ретта также вызывает проблемы с мышцами и координацией. Бег и ходьба становятся неуклюжими, прерывистыми.  Дети с этим синдромом часто страдают неравномерным дыханием и судорогами.

Несмотря на трудности связанные с симптомами, многие люди с синдромом Ретта приспосабливаются к нормальной жизни, главное для них чувствовать любовь и поддержку близких.

Детское дезинтегративное расстройство (синдром Геллера) характеризуется потерей ранее приобретённых речевых и социальных навыков и постоянной задержкой развития в этих областях. Например, ребёнок, ранее говорил 2 или 3 словосочетания и постепенно или резко потерял способность общаться с помощью слов. Также характерным для этого расстройства является социальный и эмоциональный регресс развития. Например, ребёнок, который любил сидеть на руках родителей и обниматься теряет эту способность. Детское дезинтегративное расстройство, как правило, проявляется на четвёртом году жизни. В целом, социальные, коммуникативные, поведенческие и особенности этого расстройства напоминают аутизм. Ранее приобретённые двигательные навыки теряются (например, ребёнок раньше мог ездить на велосипеде или рисовать фигуры).

∙ Дискуссия

Предложить порассуждать о стереотипах и социальных проблемах, возникающих у учителей при работе с детьми с РАС.

Обобщить выводы.

Примеры:

  1. Учитель не понимает, ПОЧЕМУ ребенок ведет себя не так, как все. Учитель испытывает чувство растерянности, пытается действовать в отношении ученика директивно, это не приносит успеха. Учитель не хочет обучать такого ученика, жалуясь на его поведение и неуспеваемость завучу, родителям ребенка, другим учителям. Это видят другие дети и начинают испытывать антипатию к ребенку с особенностями развития, избегая контактов или проявляя агрессию по отношению к нему.
  2. Учитель не понимает специфики нарушений развития каждого конкретного ребенка. Присваивание ярлыков: «клоун», «неуправляемый»…
  3. Восприятие образа ребенка как «больного», восприятие ребенка как непредсказуемого в своем поведении. Неверие в его развитие и в то, что его образовательные ресурсы увеличиваются, поведение улучшится; страх того, что ребенок в любую секунду может сделать что-то нехорошее, недоверие к ребенку.
  4. Учитель не знает, как оценивать ребенка, который не усваивает школьную программу. В результате этого учитель испытывает неуверенность в своем профессионализме, а также страх, что он не справляется со своими обязанностями.
  5. Ориентация в обучении ребенка на результат, а не на процесс. От ребенка подсознательно ожидают, что он «выздоровеет», исправится. Дети с особенностями развития усваивают учебную программу (как правило) в меньшем объеме и медленнее. Но усваивают! Об этом важно помнить. Адаптация программы, выделение в ней самого главного также могут помочь и ребенку, и учителю.
  6. Учителя находят общий язык с детьми с особенностями развития, но при этом, сами являясь родителями детей, не хотят, чтобы их дети учились с такими детьми. Как показали наблюдения, дети инклюзивного класса изначально стараются контактировать с ребенком с особенностями развития, задают вопросы взрослым и при правильном отношении к ребенку со стороны взрослого стремятся помогать ребенку, вовлекать в свои игры.

∙ Работа в группах (разработка методов и приемов для работы с детьми с РАС)

Что может помочь во время урока?

Группам предложены карточки с проблемами в обучении у детей с РАС. 

Карточка 1. Проблемы внимания

Изучите проблемы с вниманием, которые испытывают дети с РАС и предложите варианты решения.

Факт 1:

Некоторые дети с РАС не могут концентрироваться на том, что говорит учитель, до тех пор, пока им не объяснят, что будет происходить на уроке. Это может быть одной из причин нарушения дисциплины в классе – вопросы «а что дальше?» и т.п.  

Факт 2:

Концентрация внимания в классе может затрудняться множеством отвлекающих стимулов, присутствующих в окружающей среде.

Факт 3:

Яркий, живой, мотивирующий стиль преподавания, насыщенный аналогиями и изменениями интонации, может смутить аутичного ребенка или ввести его в заблуждение, в результате чего он может не воспринять ключевую информацию. 

После обсуждения добавить:

Некоторым детям требуется продолжительное время для того, чтобы вытащить свои учебные принадлежности и отложить их в сторону, поскольку у них присутствуют сформированные ритуалы для таких действий. Например, если им не позволяют выложить ручки и карандаши в ряд, они могут начать беспокоиться и не сконцентрируются на смысловом содержании урока.

Дети с РАС с большей вероятностью будут работать над заданием, если:

– задания строятся на базе их интересов, к примеру, математические задачи на скорость и расстояние могут быть связаны с поездами (когда поезда являются областью особых интересов для ребенка);

– задания предоставляются таким образом, чтобы ребенок получил четкое представление о том, сколько ему потребуется работать. Для этой цели можно использовать рабочие листы. К примеру, если класс работает по книге, и учащихся просят ответить лишь на некоторые вопросы (например, 1, 4, 5, 6), но на странице в книге присутствуют и другие вопросы, аутичный ребенок может почувствовать тревогу из-за пропущенных вопросов и потерять концентрацию над выполнением задания. Чтобы избежать такой ситуации, можно подготовить рабочие листы с перечнем тех вопросов, на которые детям необходимо дать ответы, чтобы устранить любые отвлекающие стимулы.

– должно присутствовать четкое понятие слова «завершение». Некоторые дети с РАС с трудом отрываются от заданий, которые они уже начали выполнять. Опыт показывает, что предоставление ребенку задания с четким ограничением по времени, в течение которого он в состоянии его выполнить, помогает избежать нежелательного поведения.

Карточка 2. Проблемы при работе в группах

Аутичные дети, как правило, испытывают сложности с такими навыками, как:

•    Выслушивание других людей

•    Рассмотрение идей других людей

•    Четкое выражение собственных идей

•    Ведение переговоров с целью решения проблемы

•    Выяснение различий во мнениях

•    Чувство дистанции (как близко к другим людям можно стоять или сидеть)

•    Принятие конструктивной критики и терпимое отношение к выбору идеи или решения, которые были предложены другими людьми

Вопрос: возможно ли включения детей с РАС в групповую работу? Если да, то какие условия нужно соблюдать?

После обсуждения добавить:

Если задачей является получение опыта и результатов в обучении, подобная цель лучше всего достигается в негрупповом рабочем контексте. Достижение социальных целей может быть организовано в групповом рабочем контексте.

Для построения успешного сотрудничества необходимы:

– специфический, индивидуализированный подход к обучению;

– практика согласно подготовленному сценарию;

– обобщение до условий облегченных групповых сессий.

Распределение ролей в групповой среде может дать аутичному ребенку возможность внести ценный вклад в работу группы. Например, речь может идти о тщательном измерении данных, четком чтении вслух вопросов или отчетов о деятельности, точной настройке оборудования. Те же принципы могут распространяться и на социальную среду.

Карточка 3. Проблемы с обобщением навыков

При аутизме ограниченная способность к обобщению связана с нарушениями механизма центрального связывания. По этой причине для аутичного ребенка построение связей может оказаться трудной задачей, если:

•    Информация предоставляется на другом уроке/предмете

•    Информация предоставляется в другом кабинете

•    Информация предоставляется другим человеком

•    Информация была предоставлена ранее, но в другом контексте

•    Были внесены небольшие (незначительные для других учащихся) изменения в задание

•    В прошлом использовались другие формы слов

Задача: сформулируйте советы учителям, как помочь таким детям на уроках.

После обсуждения можно добавить:

Между «знакомым» и «незнакомым» материалом всегда должна устанавливаться очень четкая связь. Полезным будет:

– практиковать изучаемый материал во всех ситуациях и контекстах, поскольку аутичному ребенку будет довольно сложно обобщить познания в математике до познаний в языке; работу в одном кабинете до работы в другом; занятия с одним учителем до занятий с другим; и т.п.

– четко говорить то, ЧТО необходимо сделать: «Женя, сядь на стул», а не «Не ходи туда / Не делай этого».

– помнить о том, что «показать», как правило, оказывается более эффективной тактикой, чем «сказать».

Заключительная часть (10 минут)

∙ Упражнение «Шкала» (оцените полезность занятия от 1 до 10)

∙ Обсуждение

Related Posts